Скученность зубов

Скученность зубов – это одна из ряда стоматологических проблем, требующих обязательной коррекции. Суть патологии в неправильном положении зубов в ряду, вызванном нехваткой места для анатомически верного их расположения.

Простыми словами: Дефект можно объяснить так: суммарная ширина всех зубов больше, чем протяженность зубной дуги. Из-за этого элементы зубного ряда меняют свое физиологическое расположение. Они выдвигаются, поворачиваются. При этом изменяется расположение и близлежащих зубов.

Аномалия может затронуть обе челюсти или только одну, например, верхнюю. Но стоит отметить, что скученность зубов нижней челюсти встречается чаще, что обусловлено ее анатомией, меньшими размерами. У некоторых пациентов дефект развивается в детском возрасте. У других – во взрослом. У детей аномалия часто фиксируется в процессе формирования прикуса. У людей старшего возраста причина скученности может быть сокрыта в прорастании зубов мудрости, особенно если они лезут сложно.

Важно: Вначале проблема может быть малозаметной, но со временем она может усугубиться. Игнорирование аномалии и позднее обращение к стоматологу затрудняет лечение и увеличит время, необходимое для успешной ликвидации симптоматики.

Почему развивается дефект?

Причины аномалии бывают врожденными, когда предпосылки к развитию дефекта ребенок получает на генетическом уровне. Если патология получена с генами, она проявляется малыми размерами челюсти, часто диагностируется макродентия – крупные зубы. Может вырасти сверхкомплектный зуб.

У взрослых пациентов стоматологи часто называют причиной скученности прорезывание «восьмерок», ранее удаление молочных зубов, вредные привычки в детстве, приводящие к искривлению дуги при прорезывании постоянных зубиков.

Важно: Привести к скученности зубов могут заболевания ЛОР-органов, при которых формируется ротовой тип дыхания, поражения костной системы, дефицит развития одной из челюстей.Выяснение причины развития аномалии помогает подобрать максимально эффективное лечение для конкретного пациента. Без анализа факторов, которые привели к развитию патологии, сложнее добиться положительных результатов. Сбор и анализ анамнеза помогает врачу подобрать действенные методы устранения дефекта.

Скученность зубов: степени развития патологии

Клиническая симптоматика обусловлена тем, что зубы не имеют возможности занять правильное положение в ряду. Им не хватает места, поэтому геометрия дуги изменяется. Зубы смещаются, поворачиваются вокруг своей оси. Стадия дефекта классифицируется по степени выраженности симптомов. От степени дефекта зависит тактика лечения, прогноз. Патология бывает:

·         Легкой степени, при которой диагностируется минимальное отклонение положения зубов в ряду. Как правило, в процесс вовлечен один или два элемента, тогда как расположение остальных зубов остается анатомически правильным. А проблемным зубам для правильного расположения не хватает пары миллиметров.

·         Средняя степень патологии также затрагивает единичные зубы. Элементы зубного ряда поворачиваются вокруг оси, сдвигаются или наклоняются. Дефицит нужного пространства – около пяти миллиметров.

·         При развитии тяжелой патологии проблема бросается в глаза, ведь часть зубов оказывается «вытолкнута» из ряда. Форма дуги подвергается сильным изменениям.

Понятно, что когда растет второй ряд зубов у взрослого, это существенно ухудшает эстетику улыбки. Особенно при тяжелой стадии аномалии. Но красота и внешний вид – не единственная проблема человека, у которого развивается дефект. Также ему придется столкнуться с рядом иных проблем:

·         Пережевывание жесткой пищи может быть осложнено или даже невозможно, если растут два зуба на участке, где есть место только для одного зубного элемента.

·         Сверхкомплектные зубы затрудняют гигиенические процедуры, ухудшают условия для тщательной очистки зубных элементов от налета. По этой причине повышается риск образования зубных отложений. И неприятный запах изо рта – это лишь минимальные негативные проявления, которые ждут человека. Недостаточная гигиена полости рта ведет к развитию острых и хронических заболеваний зубочелюстной системы.

·         Если зуб растет вторым рядом, он может травмировать мягкие ткани и слизистые оболочки ротовой полости. В этом случае к негативным симптомам и проявлениям добавятся кровоточивость, образование язв, воспаления.

·         Скученность зубов осложняет диагностику и лечение кариеса, заболеваний пародонта. Часто патологические процессы происходят в труднодоступных участках, поэтому при визуальном осмотре их просто не видно. И к дантисту пациент приходит уже при выраженных симптомах заболевания зубочелюстной системы – острой боли, отеках, кровотечениях, разрушениях зубов. В этом случае не всегда эффективно лечение: часто зуб приходится удалять.

·         Неправильный прикус, вызванный скученностью зубов, становится причиной головной боли у пациентов.

·         Неравномерность нагрузки на зубы при пережевывании твердой пищи становится тем фактором, который приводит к  быстрому износу зубов, деформации окружающих тканей, формированию «травматического прикуса».

Важно: Обязательно посмотрите фото до и после коррекции скученности зубов, чтобы убедиться в том, что даже в сложных случаях возможен положительный результат.

Как проходит диагностика патологии?

Предрасположенность к патологии может быть выявлена еще в детском возрасте, если дантист во время планового визита малыша диагностирует отсутствие пространства между молочными зубами. Это является подтверждением того, что в постоянном прикусе у ребенка не останется места для прорезывающихся зубов.

Важно: В теории, дантисты имеют возможность своевременно выявлять негативные факторы и нормализовать ситуацию на ранних стадиях возникновения дефекта. Но часто стоматологи сталкиваются с тем, что пациенты приходят с проблемой, когда прикус сформировался полностью. Это можно объяснить халатностью отдельных специалистов или их недостаточным вниманием к ситуации при визуальном осмотре маленьких пациентов.

При диагностике патологии у взрослых пациентов часто используют дополнительные методики для определения причины и степени отклонений.

Для этого задействуют специальное оборудование. Диагностировать скученность зубов, кроме визуального осмотра, помогают ортопантомограмма, телерентгенограмма и КТ.

Методы лечения скученности зубов

Оптимальный метод коррекции для конкретного пациента подбирается после анализа результатов диагностики, исследования состояния костной ткани. Снимки позволяют врачу оценить геометрию дуги, положение каждого зуба в ней. Также изучаются параметры зубов, которые вызвали проблему, а также их «соседей». Если выявлен зуб во втором ряду, определяются факторы, приведшие к его «выталкиванию». Полученные данные ложатся в основу плана лечения.

Важно: Современная стоматология придерживается позиции, что коррекция обязательна даже при незначительных отклонениях. И дело не в эстетических нарушениях. Ведь с каждым годом ситуация может усугубляться. А это приведет к развитию более серьезных зубочелюстных патологий. Об этом уже упоминалось выше.

Лечить скученность нужно как можно раньше. В этом случае добиться положительного результата можно гораздо быстрее. К примеру, в возрасте 12-13 лет формируются зубы мудрости. Если уже на стадии формирования ясно, что «восьмеркам» не хватит места, их удаляют в непрорезавшемся виде.

У взрослых пациентов удаление сверхкомплектных зубов – распространенная практика. Более того, удалению могут быть подвергнуты не только зубы мудрости. К примеру, экстракция четверок и пятерок показана при гипердонтии. Такая мера позволяет получить дополнительные 6 мм пространства. Это создает условия для выравнивания дуги.

Важно: Исправить ситуацию сложнее, особенно если челюстные кости сформированы. Однако современные стоматологические методики позволяют добиться отличных результатов коррекции.

Еще одна методика – сепарация, суть которой заключается в шлифовании контактных поверхностей зубов бором. Способ показан при крупных зубах и  позволяет устранить до 0,5 мм зубных тканей. Дальше можно использовать брекеты для выравнивания дуги. При использовании этого метода важен профессионализм специалиста. Ведь удаление чрезмерных объемов зубных тканей может привести к развитию негативных последствий.

Скученность зубов: брекеты, элайнеры и виниры, как способы коррекции

Не всегда зубы удаляют или стачивают. Можно обойтись без экстракции, но только при легкой степени патологии. Скученные зубы закрываются керамическими накладками – винирами. Для прочной фиксации изделий требуется сточить переднюю поверхность зуба.

Важно: При скученности зубов виниры позволяют решить лишь косметическую проблему.

Если проблема носит не только эстетический характер, и степень развития патологии далеко не начальная, более эффективным будет установка брекетов. Несъемные зубочелюстные системы устанавливаются на длительный период, что обеспечивает проведение коррекции. Как уже упоминалось выше, необходимо обеспечить необходимое пространство для выравнивания ряда. Замочки системы фиксируются к зубам. А прочная металлическая дуга, проходящая сквозь них, способствует передвижению зубных элементов в нужном направлении.

Если аномалия вызвана не дефицитом места, а другими факторами, например, вредными привычками, возможно лечение скученности зубов без удаления и даже без брекетов. Альтернативой становится использование элайнеров – съемных капп. Эти устройства изготавливаются в строгом соответствии с персональными анатомическими параметрами пациента. Фиксация капп на зубной ряд приводит к давлению на него. За счет этого обеспечивается смещение зубов. Через определенный промежуток времени каппу заменяют новой моделью, которая изготавливается с учетом измененных за время ношения физических параметров.

Преимуществом элайнеров является их невидимость для окружающих. Современные модели делают сверхтонкими и прозрачными, поэтому они остаются незаметными при ношении. Коррекция отличается высокой эстетичностью. Снимают элайнеры при необходимости ухода. Это еще один плюс, ведь можно обеспечить качественную гигиену ротовой полости, при необходимости проводится лечение зубов, удаление камней и другие стоматологические процедуры.

Важно: Только стоматолог может определить наиболее подходящий способ коррекции. Он определяет наличие показаний для экстракции или сохранения зубов. Обязательным является регулярное посещение кабинета дантиста во время коррекции, ведь специалист должен осуществлять ход лечения.