Ретинированные и дистопированные зубы

Далеко не каждый человек может похвастаться сияющей голливудской улыбкой, которая обнажает ровный зубной ряд с идеальными элементами. Достаточно часто люди сталкиваются с различными дефектами и патологиями зубов, которые могут доставить определенные неудобства. К примеру, дистопированные и ретинированные зубы становятся причиной воспаления десен, отека мягких тканей полости рта.

Опасность дефекта отдельных зубов в том, что они могут привести к смещению формирующегося или уже сформированного зубного ряда. И очень часто единственным способом предупреждения таких последствий является экстракция проблемного зубного элемента. Но только врач после визуального осмотра, компьютерной томографии или прицельной рентгенографии подтверждает, есть ли у пациента  ретинированные или дистопированные зубы, и определяет, необходимо ли их удаление.

О том, что такое дефектные зубы, о том, в каких случаях и как удаляют ретинированный зуб мудрости, рассказывают врачи стоматологии «SILK». Одна из крупнейших стоматологических клиник оказывает услуги европейского качества в Харькове по доступным ценам.

Что такое ретинированные зубы?

Ретинированный зуб – это зубной элемент, коронка которого не прорезалась через десну или прорезалась не полностью. В последнем случае часть коронки прикрыта десной или костной тканью, в зависимости от расположения зуба. Важно понимать, что по размеру он соответствует физиологическим нормам. И чтобы уместиться в мягких тканях, такой зуб принимает неправильное положение. Опасность дефектного элемента в том, что из-за патологического расположения в десне он оказывает давление на весь зубной ряд, вызывая наклон остальных зубов, провоцируя развитие неправильного прикуса.

Важно: Клиническая практика подтверждает, что некоторые зубы, которые не смогли пробиться через десну, растут перпендикулярно физиологически правильному направлению. Они не только деформируют гребень десны, но и негативно сказываются на жевательной функции.

В большинстве случаев зубы, подвергнутые ретенции, это нижние «восьмерки». Так называют зубы мудрости. И среди всех удаляемых «восьмерок» ретинированные зубы занимают очень большую долю.

Что такое дистопированные зубы?

Дистопированный зуб – это зубной элемент, который имеет неправильное расположение в зубном ряду, наклонен в сторону от линии зубного ряда или повернулся вокруг собственной оси. Дистопия может развиться в отношении любого зуба, но чаще с такой патологией сталкиваются «восьмерки» – зубы мудрости. Также распространенная аномалия – дистопированные клыки, которые также называют «вампирскими».

Дистопия зубов бывает врожденной, то есть наследственной, когда предрасположенность к таким деформациям определена генами. Также стоматологическая проблема этого вида может быть приобретенной, когда дистопия развивается под действием отдельных факторов. Очень часто раннее удаление молочного зуба становится причиной неправильного роста нового зубного элемента. Ему просто не хватает места в сместившемся зубном ряду, поэтому он начинает выкручиваться или наклоняться.

Практически всегда дистопия наблюдается у ретинированных зубов, у тех, которые не смогли прорезаться сквозь десну. Из-за естественного препятствия в виде мягких тканей или кости зуб начинает расти наклонно. Также привести к развитию деформации может механическая травма зубочелюстного аппарата.

Опасность дистопии кроется  не только в эстетическом дефекте, но и в нарушении жевательной функции, которая развивается на фоне проблемы. Людям с деформацией зубного ряда сложно обеспечить полости рта полноценную должную гигиену. А еще неправильный наклон зуба приводит к прикусыванию десен, щек, языка.

Почему возникает патология зубов?

Рассмотрим основные причины развития таких патологий, как дистопия и ренитированные зубы:

·         Генетические факторы. Если от одного родителя ребенок унаследовал маленькую челюсть, а от другого «получил» крупные зубы, с высокой вероятностью он столкнется с такой проблемой, как перекручивание и смещение элементов зубного ряда, которым просто не будет хватать места для правильного роста.

·         Аномалии внутриутробного развития, при которой нарушено формирование зубных зачатков.

·         Экзогенные факторы – механические повреждения зубочелюстной системы.

·         Зубы не успевают прорезаться до окончания развития челюсти и остаются под десной.

Проблема в том, что ретинированный зуб мудрости или дистопированный клык  может стать причиной многих неудобств. Даже находясь под десной, он может разрушаться. Это вызывает воспаление. Именно поэтому зубы мудрости ретинированные и дистопированные рекомендуется удалять.

Важно: В некоторых случаях, когда непрорезавшийся зуб растет верно, но ему мешают соседние элементы, может быть принято решение удалить соседний зуб. Такая тактика оправдана, если ретинированный зуб по результатам рентгенографии здоров, и ему достаточно освободить место, чтобы произошло прорезывание. При этом простая экстракция соседнего зуба проще, чем манипуляции по удалению дефектного зуба.

Показания к удалению

Нужно ли удалять ретинированный зуб мудрости или нет, решает врач после стоматологического обследования. Прямыми показаниями к экстракции являются следующие состояния:

·         Если дистопированный зуб мудрости давит на соседний элемент и травмирует его, провоцирует кариозные процессы.

·         Если ретенция или дистопия зуба приводит к постоянным воспалительным процессам.

·         У корня зуба или в гайморовой пазухе развивается киста;

·         При скученности в зубном ряду удаление дистопированного зуба мудрости является единственным правильным решением. Остальные элементы зубного ряда получают пространство для правильного роста.

·         Рекомендовано удаление дефектного зуба, если выполнить протезирование затруднительно из-за его неправильного положения, и установка брекетов не поспособствовала его вытягиванию.

Есть и другие показания для удаления зубов, которые растут неправильно. Но только врач может дать конкретные рекомендации отдельному пациенту в зависимости от клинического случая.

Как удаляют ретинированный и дистопированный зуб?

Сложное удаление зуба мудрости, а именно такой процедурой является экстракция дефектных «восьмерок», должно проводиться в специализированной клинике, оснащенной современным оборудованием. А проводить операцию должен опытный хирург, ведь часто доступ к таким зубам ограничен. Это требует от врача особой внимательности и точности манипуляций.

Перед началом операции проводится анестезия. Чтобы удалить ретинированный зуб мудрости, стоматологическим скальпелем выполняется надрез десны у корня. Специальной лопаткой часть десны отодвигается в сторону. Обнажается кость, которая прикрывает ретинированный зуб. Хирургическим бором кость рассверливается. Зуб удаляется из нее. Далее врачу остается сгладить острые костные края, сшить разрез шовным материалом.

Дистопированные зубы удаляются традиционным способом, так как их коронка находится над десной. Но если корни скручены (это частое отличие деформированных зубов от здоровых элементов), тогда также требуется рассечение мягких тканей, чтобы извлечь зуб с минимальным травматизмом. В зависимости от сложности операция может занять несколько часов. После ее завершения придется еще раз-два посетить стоматолога для контроля заживания раны.

Важно: Зубочелюстная операция, когда удалили сложный зуб, может спровоцировать следующие осложнения – отек, будет больно в десне, лихорадку, слабость и головную боль. Перечисленные симптомы, как правило, проходят через несколько дней. Для снижения неприятной симптоматики врач может назначить обезболивающие препараты.

Отвечаем на вопросы наших пациентов

Всегда ли нужно удалять ретированный зуб ❓

Здоровый зуб, который не смог прорезаться, удаляют только в том случае, если он негативно влияет на состояние зубочелюстного аппарата. Если такой угрозы нет, стоматологические манипуляции могут быть направлены на обеспечение условий для его прорезывания.

Можно ли исправить дистопию ортодонтическими системами ❓

При незначительном наклоне зуба, если патология вызвана не дефицитом места, а иными факторами, дистопированный зуб можно попробовать выровнять стоматологическими конструкциями. На осмотре стоматолог предложит оптимальный вариант решения проблемы.

Какие методы являются профилактикой неправильного роста зубов ❓

Формирование правильного прикуса и ровного зубного ряда должно начинаться в детском возрасте. Предупредить дефекты роста зубов у ребенка гораздо легче, чем потом исправлять их у взрослого пациента.

В каком возрасте лучше лечить дистопию или ретенцию зубов ❓

Чем раньше начато лечение, тем выше вероятность того, что лечение пройдет с минимальным риском осложнений. А также раннее лечение дефекта отдельных зубов позволяет избежать деформации всего зубного ряда.