Апикальная хирургия

Апикальная хирургия в стоматологии – это операция, проводимая для удаления воспаления и кист на верхушке корня зуба. Особенность вмешательства кроется в ликвидации очага без серьезного повреждения окружающих тканей и последующем герметичном пломбировании канала со стороны челюстной кости. А неоспоримым преимуществом метода является возможность сохранения зуба, корень которого вовлечен в патологический процесс.

Апикальная микрохирургия: особенности процедуры

Как правило, апикальная резекция корня проводится под операционным микроскопом. Сложная операция включает в себя несколько этапов, в том числе резекцию верхушки корня зуба. Манипуляции должны проводиться с высочайшей точностью и требуют высокого мастерства от стоматолога.

Что такое резекция верхушки корня зуба?

Резекция верхушки корня зуба – это удаление небольшого участка корня зуба, вовлеченного в воспалительные процессы или выступающего очагом инфекции. Операцию проводят, если терапевтическое или эндодонтическое лечение не дало результата. Достаточно часто хирургическое вмешательство – единственная возможность избежать утраты зубного элемента.

Показания и противопоказания к процедуре

Главная задача хорошего стоматолога – приложить максимум усилий, направленных на сохранение собственного зуба пациента. Конечно, после экстракции элемента восстановить целостность зубного ряда возможно, например, посредством протезирования. Однако, именно сохранность зуба – главная цель современного стоматологического лечения. И апикальная микрохирургия помогает стоматологу-хирургу в этом. Решение об использовании данного метода принимается, когда испробованы другие способы, которые не дали результатов. Показаниями для операции являются:

·         киста корня зуба;

·         хронический апикальный периодонтит;

·         невозможность эндодонтического лечения из-за непроходимости или сложной геометрии корневых каналов;

·         свищевые проходы;

·         проведено лечение, но воспаление не проходит;

·         гранулема.

Не проводят процедуру, если корень зуба имеет трещину, сильно разрушен или поврежден кариесом. Также отказ от операции может быть вызван анатомическим строением челюсти или дефектами челюстной кости.

Этапы апикальной хирургии

Обязательным первоначальным этапом апикальной хирургии является диагностика. Врач направляет пациента на рентгенографическое обследование. Качественный снимок позволяет определить причину жалоб и исключить иные заболевания зубочелюстного аппарата, схожие по симптомам.  Также доктору удается оценить состояние корней, обнаружить очаг воспаления или место расположения кисты. Далее составляется план операции – специалист определяет оптимальный способ проникновения в пораженную область.

Далее проводится непосредственно вмешательство:

·         Хирург-стоматолог выполняет надрез в десне.

·         Через разрез хирургическими инструментами обеспечивается доступ к верхушке корня зуба.

Важно: Апикальная хирургия позволяет добраться до очага воспаления не через коронку, а через десну. То есть врач не сверлит коронку, не удаляет остатки пломбировки. Это важно, если после ремонта зуба выполнено частичное или полное протезирование.

·         Посредством ультразвука или иного инструмента очищается полость корневого канала.

·         При необходимости выполняется резекция инфицированной части корня.

·         Проводится ретроградное пломбирование корневого канала.

·         После окончания лечения разрез ушивается хирургическими нитями для быстрого заживления раны.

Важно: Многих пациентов волнует, будет ли зуб полноценно функционировать в случае удаления части корня, не будет ли он шататься. Спешим вас успокоить. Практикуемое удаление 3 мм длины корня не сказывается на устойчивости зуба. Он сохраняет функционал, ограничения по нагрузке после периода реабилитации не предусмотрены.

Апикальная хирургия проводится под местной анестезией. Пациент не испытывает боль, лишь небольшой дискомфорт из-за оказываемого давления. Шовный материал удаляется через 6 дней во время контрольного посещения стоматолога.

Как проходит реабилитация после операции?

Главная задача восстановительного периода – не допустить инфицирование раны. Врач предложит антисептические средства и расскажет, как ухаживать за полостью рта. Примерно неделя потребуется, чтобы рана заполнилась восстановительной тканью. В 2-3 дня после операции рекомендуется прием обезболивающих препаратов. В сложных клинических случаях стоматолог может назначить прием антибиотиков, чтобы не допустить воспаление и ускорить процесс заживления. При соблюдении рекомендаций специалиста негативные последствия и осложнения маловероятны. Долгосрочный положительный результат гарантирован в 90 % случаев.

Сколько стоит апикальная хирургия?

Сложность процедуры определяет ее цену. Но следует понимать, что в некоторых случаях это единственная возможность избежать удаления зуба и последующее дорогостоящее протезирование. Но не в каждой стоматологии такое лечение проводится, так как оно требует от врача специальной подготовки, а от учреждения – наличия специального оборудования. В клинике «Силк» в Харькове работают стоматологи, успешно практикующие апикальную хирургию. Материально-техническая база позволяет проводить микрохирургические операции в соответствии с международными стандартами.

Запрос на запись на прием

❓ Какие противопоказания у апикальной хирургии?

Как у любой операции, у этого метода есть противопоказания. Среди них – гипертония, хронические болезни почек, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, болезни крови.

❓ Как долго прослужит зуб после операции?

Если операция прошла успешно (до 95% случаев), зуб сможет функционировать столько же, сколько здоровый собственный зубной элемент.

❓ Можно ли избежать операции?

Апикальная хирургия является последним способом сохранить зуб, если другие методики, в том числе эндодонтическое лечение, не дали результат. Если и операция не поможет, воспаление сохраняется, зуб удаляется.

❓ Сколько длится операция?

Продолжительность операции – около двух часов, среди которых полчаса до и после – это подготовка, консультирование по восстановлению.