Апикальный периодонтит

Апикальный периодонтит – это воспаление периодонта, которое часто возникает в результате невылеченного пульпита. Соединительный материал между зубом и десной инфицируется. Если верхушка корня зуба становится очагом воспаления, можно говорить об этом диагнозе.

Выделяют две формы заболевания. При остром периодонтите пациенты жалуются сильными пульсирующими болями. Хронический апикальный периодонтит протекает вяло, без выраженных симптомов. Но неизменно поражает костную структуру челюстно-лицевого аппарата.

Причины развития заболевания

Апикальный периодонт представляет собой прочную волокнистую структуру. Коллагеновые пучки идут от корня зуба в лунки челюсти и обеспечивают микродвижения зуба во время пережевывания пищи. Воспаление периодонта развивается по разным причинам – запущенный кариес, травма, некорректно проведенное лечение корней зуба. В патологические процессы вовлекается сама связка и другие соединительные ткани.

Апикальный периодонтит: симптомы

Данное заболевание зуба имеет характерную симптоматику, позволяющую определять стадию болезни и ее точную локализацию.

Острый апикальный периодонтит проявляется следующими симптомами:

·         В области зуба возникает боль во время надкусывания или при жевании, при надавливании на зуб.

·         Спустя несколько дней после первичных симптомов происходит усиление боли, также можно наблюдать выделение гноя в крайне малом количестве.

·         Помимо отека десны в месте проблемного зуба присутствует ощущение, что он немного приподнят.

·         Общая слабость организма, температура тела немного выше нормы.

Когда апикальный периодонтит зуба переходит в хроническую форму, то болевые ощущения проявляются менее ярко. При этом к перечисленным выше симптомам добавляется следующее:

·         Проблемный зуб начинает расшатываться.

·         Во время приема горячих и холодных блюд (напитков) часто ощущаются боли.

·         На десне в области проблемного зуба велика вероятность образования раны (свища), из которой проступает гной.

·         Изо рта доносится стойкий и весьма неприятный запах.

Помимо наиболее распространенного апикального (верхушечного) периодонтита, может встретиться случай с краевым (маргинальным) видом этого заболевания. Его симптомы:

·         Отечность и выступление крови на участке десны вокруг проблемного зуба.

·         Цвет десны приобретает синюшный оттенок.

·         Подчелюстные лимфатические узлы увеличены.

Аппаратные методы диагностики апикального периодонтита – рентгенография или томография позволяет определить источник происхождения симптоматики, подтвердить заболевание и разработать эффективный план лечения.

Апикальный периодонтит: лечение

Современная медицина разработала успешные протоколы лечения апикального периодонтита в его разных формах, без осложнений и утраты зубного элемента. Но успешность лечения данного заболевания напрямую зависит от того, как скоро обратится пациент к врачу после первых симптомов. Чем раньше вы посетите стоматолога и начнете лечить болезнь, тем быстрее избавитесь от возникшей проблемы, тем дешевле обойдется посещение стоматологии.

Терапевтические методы лечения апикального периодонтита предполагают осуществление терапевтических манипуляций. Консервативное лечение острого апикального периодонтита выглядит следующим образом:

·         Проводятся диагностические манипуляции – делается рентгеновский снимок проблемного зуба, подтверждается диагноз.

·         Перед началом стоматологических манипуляций проводится обезболивающая анестезия.

·         Врач сверлит коронку, обеспечивая доступ к зубным каналам.

·         Перед чисткой корневых каналов удаляется нерв.

·         Каналы чистятся, расширяются, обрабатываются антисептическими составами.

·         Ставится временная пломба.

Курс лечения предусматривает обязательный прием противовоспалительных средств и антибиотика. Через 2-3 дня пациент приходит к стоматологу повторно. Алгоритм действий стоматолога следующий:

·         Временная пломба удаляется.

·         Каналы чистятся и обрабатываются антисептиком.

·         Ставится постоянная пломба.

Лечение хронического апикального периодонтита может проводиться консервативным способом. Если он не дал результатов или после полного курса лечения случилось обострение, если наблюдаются воспалительные процессы, врач может рекомендовать пациенту апикальную хирургию, предполагающую хирургическое удаление верхушки корня зуба и других воспаленных тканей. Узнать больше о процедуре можно из статьи нашего блога.

Вопросы и ответы

❓ Зачем лечить хронический апикальный периодонтит, если боль меня практически не беспокоит?

Хронический процесс может протекать несколько месяцев. За это время в полости зуба в зоне верхушки корня происходит грануляция тканей. Следующий этап – формирование капсулы, которая может быть инфицированной. Инфекция может перейти по волокнам в периодонт. Впоследствии возможны серьезные осложнения в виде гранулемы тканей и других патологий.

❓ Сколько развивается периодонтит?

При определенных условиях заболевание может развиться за 2-3 суток. Зуб становится чувствительным, болит во время жевания, десна припухает, добавляются другие симптомы. При первых проявлениях нужно обратиться к врачу, так как промедление может привести к утрате зуба.

❓ Как диагностируется периодонтит?

Врач может предположить проблему по общей и специфической симптоматике. Подтверждается диагноз анализом рентгенографического снимка.

❓ Сколько стоит лечение апикального периодонтита?

Цена лечения зависит от ценовой политики клиники, а также от стадии болезни, масштабов поражения и выбранного метода.