Кюретаж

Кюретаж – это комплекс стоматологических манипуляций, направленных на чистку пародонтальных карманов от отложений. Процедура проводится специальными инструментами и требует от врача-стоматолога высокой квалификации. Расскажем обо всем по порядку.

Что такое кюретаж?

При заболевании десен (гингивит, пародонтит) у пациентов часто образуется зубодесневой карман. Это полость, которая появляется из-за дряблости мягких тканей пародонта с последующим нарушением связи зуба с десной. При приеме пищи микрочастицы продуктов или готовых блюд попадают в этот карман.

Самостоятельная гигиена полости рта редко дает положительный результат – вычистить пародонтальные карманы от отложений невозможно. Не помогают удалить камень и мягкую массу зубная нить или стоматологический ершик. Полоскание полости рта тоже не исправит ситуацию.

В то же время, если налет и остатки пищи не удаляются, они начинают гнить. Это приводит не только к появлению неприятного запаха изо рта, но и к таким серьезным процессам, как воспаление тканей и образование гнойного «мешка».

Только стоматолог, используя специальные инструменты, может провести профессиональную санацию патологических полостей. Процедура называется кюретаж десневых карманов.

Важно: Не путайте кюретаж и профессиональную гигиену зубов. Чистка зубов в клинике предусматривает очищение видимой части зубного ряда, то есть фрагментов зубов, которые находятся над десной. А кюретаж предполагает глубокое очищение карманов под деснами.

Показания и противопоказания к процедуре

Как правило, кюретаж пародонтальных карманов назначается при следующих состояниях и симптомах:

·         «плохое дыхание», даже если пациент соблюдает гигиену ротовой полости;

·         стоматолог обнаружил во время осмотра карман в пародонте;

·         пациент жалуется на боль в зубе или десне при пережевывании пищи, при надавливании, а также на дискомфорт в состоянии покоя зубочелюстного аппарата;

·         во время осмотра пациента врач диагностирует покраснение и отек мягких тканей десны, их кровоточивость.

·         Расшатывание зубов и увеличение межзубного пространства  — показания для проведения кюретажа в стоматологии.

Не всегда есть возможность провести керютаж зубов. Противопоказаниями для проведения стоматологических манипуляций являются гнойные заболевания десен, сильная подвижность зуба, опухоль зубочелюстного аппарата в зоне кармана.

Виды кюретажа

Стоматологи используют два метода чистки пародонтальных карманов – открытый и закрытый кюретаж.

·         Закрытый кюретаж проводится без надреза десны. Плюсом процедуры является малый травматизм. Но проникнуть инструментом глубоко врач не может А еще операция проводится «вслепую», поэтому существует риск, что очистка патологической полости будет проведена некачественно.

·         Открытый кюретаж десен предполагает надрез десны для получения полного доступа к пародонтальному карману и его содержимому. Плюсом процедуры является возможность качественно провести очистку полости, а также выполнить одновременно закрепление зуба в зубном ряду, нарастить кость челюсти.

Также классифицируется процедура по виду используемого метода – кроме кюретки (хирургической ложки) применяются иные аппаратные инструменты. К примеру, может быть выполнен ультразвуковой, лазерный или вакуумный кюретаж зуба. Цена стоматологической услуги отличается. Стоимость лечения зависит от вида вмешательства и используемой технологии.

Как проходит закрытый кюретаж пародонтального кармана?

Если зубодесневой карман имеет глубину не более 4 мм, проводят закрытый кюретаж. Инструментальное или аппаратное вмешательство выполняется под местными обезболивающими препаратами. Задача врача – удалить отложения, грануляцию и камень из-под десны, обработать дно полости, выполнить полировку корней зубов.

Алгоритм процедуры следующий:

·         Десна промывается дезинфицирующим средством.

·         Выполняется укол для местного обезболивания.

·         Инструментом выскабливаются отложения и удаляются грануляции.

·         Полость повторно обрабатывается антисептическим средством.

·         В карман закладывается лечебный состав в форме мази.

·         При необходимости на десну накладывается защитная повязка.

Манипуляция продолжается около получаса. Рекомендовано повторное посещение стоматолога через 3-4 недели для контроля лечения. В идеале карман должен исчезнуть или существенно сократиться в размере.

Как проходит открытый кюретаж пародонтального кармана?

При глубине патологической полости 4 и более миллиметров проводится операция открытого типа. Манипуляции сопровождаются местной анестезией.

·         Врач делает горизонтальный надрез десны и отгибает ее лоскут на глубину кармана. Доступ к полости открывается полностью.

·         Хирургическим или иным инструментом удаляются все мягкие и твердые отложения, промывается карман антисептическим составом.

·         Если полость затронула кости челюсти, в пространство укладывается синтетическая костная ткань, чтобы заполнить пустоту.

·         Десна ушивается и закрывается сверху защитной повязкой.

Операция длится около 40 минут. Швы снимаются через 10-14 дней.

Возможные осложнения

При проведении операции закрытого типа осложнением может быть некачественное удаление отложений из-за ограниченного доступа к полости. В этом случае патологические процессы не будут остановлены. И потребуется повторное вмешательство. Возможным осложнением открытого кюретажа врачи называют припухлость мягких тканей в зоне воздействия и кровоточивость десны в течение нескольких суток.

Закрытый и открытый кюретаж десен: отличия

ХарактеристикаЗакрытыйОткрытый
ПоказанияПародонтит начальной стадии, карман десны меньше 4  мм в глубинуЗапущенный пародонтит, гингивит, зубодесневой карман в глубину больше 4-5 мм
Особенность проведенияБез разреза слизистойС разрезом десны
ПродолжительностьДо 30 минутОколо 40 минут
ЭффективностьНе всегда высокий результат из-за ограниченного доступаВысокий результат благодаря открытому доступу

Кюретаж после экстракции зуба

Кюретаж десны выполняется не только при появлении патологического зубодесневого кармана. Эта стоматологическая процедура проводится также для очистки ранки после экстракции зуба, если:

·         в лунке обнаружена гнойная масса;

·         во время удаления зуб раскрошился и существует риск нагноения десны из-за разложения оставшихся биологических частиц;

·         спустя несколько дней после экстракции наблюдается некроз тканей десны из-за воспаления в раневой области.

Так как врач имеет полный доступ к полости, кюретаж лунки после удаления зуба считается несложной процедурой. Она проводится под местной анестезией для исключения болей и дискомфорта для пациента.

Период реабилитации

Полностью десна заживает после кюретажа за 8-10 недель. Чтобы исключить негативные последствия, пациенту рекомендуется прием противовоспалительных препаратов, полоскания, качественная ежедневная очистка зубов и десен в домашних условиях щадящими средствами.

Как правило, осложнения случаются нечасто. Если операцию провел опытный стоматолог с соблюдением протокола, в тканях быстро восстанавливается ток лимфы и крови. Пародонт восстанавливается. Контрольные обследования и отзывы посетителей клиники «SILK» (Харьков), кюретаж в которой выполняют опытные стоматологи, подтверждают хорошие результаты закрытых и лоскутных операций.

Отвечаем на частые вопросы от наших пациентов

❓ Какой способ кюретажа выбрать – закрытый или открытый?

Способ проведения чистки зубодесневого кармана и технологию выбирает врач, исходя из показаний и состояния зубочелюстной системы пациента.

❓ Какие неприятные проявления ожидать после кюретажа?

Возможна подвижность зубов, отек, дискомфорт и кровоточивость. Такая симптоматика может сохраняться несколько дней и, как правило, полностью исчезает через 10-12 дней после процедуры. Полное заживление пародонта наступает через 8-12 недель.

❓ Можно ли после удаления зуба сразу ставить имплант?

Одновременная имплантация возможна, если отсутствуют такие противопоказания, как очаг воспаления пародонта, зубодесневой карман затронул костную ткань. В этом случае сначала выполняется кюретаж с наращиванием костей челюсти, и только по результатам успешного лечения возможна имплантация.

❓ Какая болезненность у процедуры?

Процедура проводится под местной анестезией, поэтому пациент не испытывает боли. После окончания действия анестетика во избежание болевого синдрома рекомендуется прием назначенных врачом обезболивающих средств.