Пластика уздечки губы

Уздечка губы – это ничто иное, как складка из слизистой, расположенная в полости рта. Ее функция заключается во вспомогательной фиксации верхней губы к костным тканям челюсти.

Физиологически нормальным считается положение, при котором складка вплетена в десну на уровне от 5 до 8 мм от верхушек центральных резцов. Если уздечка расположена по-другому, к примеру, заходит за резцы, а места фиксации визуально не определяется, ее размер и форму считают физиологически неправильной.

Пластика укороченной уздечки – хирургическая манипуляция, направленная на восстановление анатомической нормы. Направляет на операцию врач стоматолог, педиатр или логопед после визуального осмотра полости рта пациента. Игнорирование проблемы может вызвать развитие некоторых стоматологических и иных нарушений.

Зачем подрезают уздечку верхней губы?

Подрезать уздечку верхней губы рекомендуют, чтобы предупредить проблемы и осложнения в функционировании зубочелюстной системы. Например, чрезмерно широкая складка затрудняет губную артикуляцию, открывание и закрывание рта. Из-за этого могут развиться дефекты дикции, нарушение прикуса.

Короткая уздечка верхней губы создает напряжение в мягких тканях верхней челюсти. Из-за этого оттягивается десна, образуются полости, в которых скапливаются остатки пищи.

Частым последствием деформированной уздечки становятся расшатывание зубных элементов, их смещение в ряду, оголение корней, заболевания пародонта.

Когда показана пластика

Иссечение уздечки губы выполняется по медицинским показаниям. Сама по себе широкая или короткая складка – не повод для пластики. Операцию назначают, если дефект создает проблемы:

·         Между резцами появилась щель. Складка не позволяет зубам сойтись к центру.

·         При риске развития пародонтита из-за частого повреждения межзубного сосочка.

·         Если планируется стоматологическая коррекция, а уздечка негативно влияет на прикус.

·         Если существует риск развития болезней пародонта из-за «стягивания» укороченной складкой слизистой оболочки, что становится причиной оголения зубных корней.

·         На этапе подготовки к стоматологическому протезированию.

·         При логопедических проблемах.

Хоть манипуляция – малотравматичное вмешательство, ребенку до года ее не часто проводят. Например, если возникают затруднения с сосанием у малыша. В остальных ситуациях рекомендовано выполнять подрезание уздечки верхней губы у детей старше 4-5 лет, у которых  происходит активное формирование прикуса. Проведение процедуры в этом возрасте позволяет предупредить появление межзубной щели. Также проводят вмешательство в 7-8 лет, когда уже произошло полное прорезывание верхних резцов. Нередко выполняется подрезание уздечки губы у взрослых. К примеру, как уже было сказано, при необходимости стоматологического протезирования.

Когда пластику не проводят

Не выполняют операцию при таких состояниях:

·         воспаление мягких тканей рта;

·         остеомиелит;

·         серьезные кариозные процессы;

·         болезни крови;

·         инфекции полости рта;

·         онкология.

Как проходит операция?

Коррекция уздечки губы не предусматривает предварительную подготовку. Операция может быть проведена в день обращения. Для снижения риска послеоперационных осложнений рекомендуется перед операцией выполнить санацию полости рта. В целом пластика верхней уздечки губы относится к легких хирургическим вмешательствам.

В современной стоматологии используется несколько видов операций. Выбор метода в конкретном клиническом случае определяется стоматологом в зависимости от ряда условий. Наиболее распространены следующие вмешательства:

·         Френотомия. Принцип вмешательства построен на рассечении уздечки скальпелем. Метод показан, если узкая складка не закреплена к десне. Стоматолог рассекает уздечку поперек и продольно накладывает швы.

·         Френэктомия. Эта процедура предполагает иссечение (удаление) широкой складки. Стоматолог выполняет надрез по гребню складки и иссекает ткани между резцами.

·         Френулопластика уздечки. Операция предполагает сдвиг места фиксации уздечки. Ее нижняя часть подрезается, после чего складка смещается.

В свою очередь френулопластика проводится двумя способами:

·         Y-­образная пластика. Операция предполагает декортикацию уздечки. Появившийся ромбообразный дефект закрывают предварительно подрезанной слизистой, лоскут которой сдвигают вдоль надкостницы.

·         Z­-образная пластика по Лимбергу. Врач выполняет разрез вдоль уздечки. Дополнительно с обеих сторон выполняются два косых надреза под нужным углом. Образовавшиеся лоскутки-треугольники фиксируют к надкостнице так, чтобы центральный надрез располагался горизонтально.

Любая их этих процедур может быть проведена в амбулаторных условиях под действием локальной анестезии за 15 минут. На место разреза накладывают швы из рассасывающегося материала, поэтому удаление ниток не требуется.

Еще один современный способ – пластика уздечки лазером. Эта методика, несмотря на все плюсы использования лазерных технологий, не очень распространена, так как стоимость процедуры гораздо выше, чем цена традиционного лечения.

Пластика уздечки верхней губы: послеоперационный период

После подрезки складки осложнения, как правило, не возникают. Заживление тканей проходит спокойно. Пациенты сообщают о несущественных болевых ощущениях, наступающих через 3-4 часа после операции. Может развиться отек мягких тканей.

Пока уздечка заживает, рекомендуется соблюдение ряда правил:

·         Проводите ежедневную гигиену рта.

·         На несколько дней откажитесь от горячих напитков и еды.

·         Через несколько дней после операции покажитесь врачу.

Некоторое время может ощущаться дискомфорт, вызванный с большей свободой языка и губ. После пластики уздечки верхней губы будьте готовы к изменению дикции. Через некоторое время устранится зубная щель. Если этого не произойдет, может потребоваться дополнительная стоматологическая коррекция. В целом, реабилитация длится не больше недели. За этот период пройдут неприятные ощущения.

Пластика уздечки верхней губы: стоимость

Стоимость коррекции зависит от выбранного метода и сложности процедуры, возраста пациента и некоторых других факторов. Более точно назвать цену услуги может врач после осмотра пациента.

Пластика уздечки От 700 грн.
Запрос на запись на прием

❓ Почему у ребенка укороченная уздечка верхней губы?

В половине всех случаев патология наследуется от родителей. Не наследственными причинами появления дефекта являются негативные воздействия на эмбрион в первом триместре развития. К таким факторам относятся токсикозы, вирусы, прием антибиотиков матерью, влияние вредных химических веществ.

❓ При короткой уздечке верхней губы можно обойтись без операции?

Исправление дефекта проводится только хирургическим путем. Но операция показана не всем пациентам. Если длина и форма уздечки не соответствует норме, но не мешает пациенту говорить, принимать пищу, не оказывает негативного влияния на зубочелюстную систему, то врач не будет настаивать на процедуре.

❓ После пластики уздечки щель между зубами не уменьшилась. Что делать?

Это происходит достаточно часто. Исчезновение щели после иссечения уздечки наблюдается у детей. Но у взрослых для устранения дефекта зубного ряда может потребоваться дополнительная стоматологическая коррекция. Важно понимать, что ортодонтические конструкции все равно не устанавливаются при короткой или широкой уздечке. Сначала проводится приведение ее в норму.

❓ Чем грозит игнорирование такой проблемы, как короткая уздечка верхней губы?

Стоит быть готовым к развитию эстетического дефекта – появлению межзубной щели, к формированию неправильного прикуса. Также патология усложняет гигиену зубов – возникают проблемы с их чисткой из-за ограниченной подвижности верхней губы. А еще короткая уздечка у некоторых пациентов не позволяет плотно сомкнуть губы.